Вспоминаю свою радость, когда у меня появилась первая накамерная вспышка. Радость довольно быстро сменилась растерянностью, ведь использовать ее я не умел. Не знаю, вспышка какого производителя и ее модель оказалась у вас, поэтому не буду поднимать тему выбора. Сегодня мы попробуем разобраться как ей пользоваться.
Скорость затвора.
При использовании накамерной вспышки, подход к выдержке несколько изменяется. Дело в том, что скорость затвора не повлияет на кадр при использовании максимально мощной вспышки. Световой импульс вспышки длится очень короткое время, в среднем около 1/1000 секунды, а то и быстрее. Скажем вы установили выдержку короткую выдержку 1/50 секунды, следовательно весь свет от вспышки попадет в кадр тем самым картинка получится пересвеченной.
Как же быть? Все относительно просто — используйте диафрагму. Настройка диафрагмы поможет начинающему фотографу скорректировать количество света в кадре не изменяя настройки накамерной вспышки. Именно диафрагма в данном случае будет ограничивать количество света попадающего на матрицу камеры, или пленку даже при условии максимальной мощности вспышки. Кстати, можно еще изменить параметр ISO вашей камеры, но не задирайте его сильно, получите много шума.
Но вернемся к выдержке, рекомендую устанавливать выдержку 1/250 секунды или медленнее, если конечно у вас нет возможности высокоскоростной синхронизации (позже расскажу об этом). Скорость затвора влияет на количество захваченного окружающего света. Давайте представим съёмку ночью. Вы делаете кадр без освещения и получаете черный прямоугольник, добавим вспышку и получим хорошо подсвеченный объект съёмки и передний план, но задний план (фон) будет все еще темным. Замедлив скорость затвора вы получите более светлый фон сохранив при этом экспозицию вашего объекта. И вот тут появляется ниша для творчества. Вы можете использовать световые перья, или просто фонарик или экран телефона для надписей и т.д. Никогда не останавливайте воображение, старайтесь догонять его реальными снимками 😉
Теория и цифры.
Начиная работу с накамерной вспышкой, вы сразу обратите внимание на числовые значения, их будет много. Начнем с основного — мощность. Чем мощнее вспышка, тем большее пространство вы можете осветить. Но есть некоторые моменты, если ваша вспышка обладает зуммирующей головкой (скорее всего так), то она умеет фокусировать луч света, таким образом при одинаковой мощности при 35 mm фокусного расстояния вспышка может давать больше мощности нежели на 200 mm. Идем дальше, вы увидите, что мощность вспышки можно изменять (ряд изменения мощности от 1/1 до 1/64, иногда больше). Изменение на одну ступень, например от 1/1 до ½ называется изменением экспозиции на один стоп. Для начала, особенно на важных съёмках рекомендую вам использовать автоматический режим вспышки.
Имейте в виду, что не всегда нужно изменять настройки мощности вручную, можно использовать свои ноги ,чтобы отойти подальше от предмета или подойти к нему. Этот совет актуален в случае, если вы используете вспышку удаленно, без синхронизаторов.
После того, как вы определите конечную цель вам будет легче передать свою идею, предметному фотографу.
Головки всех современных вспышек можно вращать, и чаще всего в нескольких осях — пользуйтесь этим свойством! Однажды я видел удивленные глаза фотографа, когда повернул головку его вспышки назад. Сначала он подумал, что я сломал ее, а потом поблагодарил 🙂 Самый простой вариант это повернуть голову вспышки в потолок (если конечно потолок в помещении не 10 метровой высоты). Тогда вы сможете получить качественный рассеянный свет и в результате остаться довольным снимками. Кроме потолка можно использовать стены, направив головку вправо или влево.
А вот о том, что при увеличении мощности вспышки медленнее ее продолжительность, знают не все. А ведь это влияет на “заморозку” быстро двигающегося объекта съёмки. Таким образом, если вы хотите заморозить в кадре очень быстрый объект уменьшите мощность. В идеальном случае нужно снимать в максимально темной комнате.
Технологии синхронизации накамерных вспышек.
Скорее всего ваша вспышка имеет режим TTL, дословно «Through-The-Lens» и это круто! Данный режим позволяет вам использовать автоматическую экспозицию. Перед съемкой кадра вспышка делает короткий импульс, фотоаппарат оценивает экспозицию при помощи датчиков, учитывает параметры объектива и т.д. и устанавливает необходимые параметры на самой вспышке. Современные устройства используют разные методы замера экспозиции, например по нескольким импульсам разной мощности и т.д.
Следующая технология HSS «High Speed Sync». Эта технология позволяет снимать на очень коротких выдержках. Помните, чуть выше я писал, что при съемке с обычной вспышкой не устанавливать выдержку короче 1/250 секунды, так вот при наличии технологии HSS вы сможете использовать и сверх короткие выдержки, например 1/8000 секунды. Это может быть полезно для компенсации яркого солнечного света днем.
Нельзя обойти и беспроводную синхронизацию. К сожалению у некоторых производителей она есть только у топовых устройств. Я например иногда использую накамерную вспышку как вспомогательную в студии.
В зависимости от бренда, встречаются некоторые особенности, например Canon Speedlite 430 EX II хороша всем, кроме отсутствия возможности синхронизироваться светом, т.е. Поджечь ее можно только с камеры, проводом или беспроводным синхронизатором. И меня это сильно огорчает, т.к. она легкая и достаточно мощная.
И как всегда, рекомендую вам экспериментировать как
можно больше! Попробуйте заставить себя поснимать в помещении своих
детей, друзей и т.д. Моделируйте ситуации, которые могут возникнуть при
коммерческой съёмке.
Очень надеюсь, что потратив несколько минут на чтение этой статьи вы сэкономите время, деньги и самое главное вам удастся получить качественные фотографии, которые будут радовать и вас и ваших клиентов;)