Однажды в теме на форуме, посвященном фотографии я увидел беседу, которая привлекла мое внимание. Кто-то опубликовал снимок и попросил критики. Помимо самого снимка, меня привлекло обсуждение.
Фотография, которую я увидел не оставила меня равнодушным, однако один из участников беседы был против самой съемки предмета, т.к. предмет по его мнению был не интересен и вообще. Как вы понимаете это мнение вызвало дискуссию о том, должен ли быть предмет съемки интересен или снимать обыденные вещи не стоит в принципе. Другая сторона спора утверждала, что в первую очередь интересно то, как фотограф показал предмет на снимке, а не то, насколько сам предмет необычен. Эта беседа заставила меня задуматься о собственном процессе мышления при съемке, и я задумался о фундаментальном вопросе — почему мы снимаем то, что снимаем?
Интерес к предметам и визуальные шаблоны.
Начнем с того, что же влияет на наш выбор предмета для съемки? Что заставляет нас снимать тот или иной образ, предмет, сцену?
Обратите внимание на то, что некоторые из нас любят снимать пейзажи, другие дикую природу, кто-то больше интересуется людьми, а кто-то жить не может без съемки урбанистических пейзажей или архитектуры. Я задумался о том, что при огромном количестве жанров, мы не снимаем во всех.
Наши личные предпочтения как фотографов определяют то, что мы показываем на снимках. И то, что интересно нам, другим может быть абсолютно безразлично. Сам факт того, что мы не снимаем все что видим, говорит о том, что мы стараемся быть разборчивыми при выборе предмета съемки. Фотограф дикой природы, может годами гоняться за красивым кадром дикой птицы, в свою очередь предметному фотографу такая идея будет скучна.
Приведу пример:
Среднестатистический россиянин впервые прилетевший на красивые пляжи Гавайев, забудет как дышать, когда увидит тихоокеанский закат. Ну, а местный фотограф, живущий через дорогу от пляжа, глядя на нашего соотечественника будет зевать, попивая пивко. Это не значит, что ему будет не интересен красивый кадр, однако уровень переживаний, волнения будет совершенно различным, как следствие это напрямую влияет на действие — второй вряд ли сделает снимок. Критик, который высказался на форуме, с пеной у рта продолжит — мол, следует избегать неинтересных предметов. Я хочу верить в то, что фотограф, попросивший критики к своему снимку сделал это осознанно. Он нашел что-то интересное, приложил усилие — сделал снимок, и что редко для современного общества, попросил критики! Тут есть одна проблема, что для некоторых зрителей кадр не был чем-то интересным, или был недостаточно ярок, необычен, чтобы зацепить их внимание.
Вот это уже приводит к другому вопросу, как найти и снимать темы, которые будут интересны другим. Предлагаю задать пять простых вопросов, которые помогут с выбором локации, темы и предмета фотосъемки:
1. Что необычного в моем снимке?
Часть работы фотографа заключается в том, чтобы привлечь внимание людей к кадру. Естественно мы не можем угодить всем, например я обожаю работы Хельмута Ньютона, однако довольно часто встречаю людей, которые считают их вульгарными и пошлыми. Попробуйте ответить на вопрос: Если данный кадр кажется мне интересным, будет ли он интересен окружающим? В примере с гавайским закатом — житель побережья Гавайев скорее всего пройдет мимо вашего заката, а вот земляки с севера, будут часами разглядывать их, пускаю слюну.
Го, проведем эксперимент. Найдите снимки вашего города, желательно сделанные не девочкой, впервые взявшей в руки зеркалку и раздумывающей над стоимостью собственных услуг. И сравните их с кадрами иностранного города. Готов поспорить на пару бутылок хорошего виски, что вас в большей степени заинтересуют снимки незнакомой местности:)
2. Свет. Выглядит ли кадр плоским?
Даже кадры самых необычных предметов можно уничтожить без жалости в недрах шредера, если фотограф ошибся со светом и кадр выглядит плоским, как очередная топ-модель. Что толку от кадра редкой и красивой птицы, сделанным ночью за стеной дачного туалета, да еще и дрожащими руками? Возможно кто-то обратит внимание на то, что за вашим дачным туалетом водятся редкие птицы, но сомневаюсь, что именно эту цель вы преследуете.
С другой стороны, правильный свет делает снимок красивым, выделяющимся. Это очень хорошо понимают профессиональные пейзажисты, т.к. свет это один из ключей к успеху. Они знают, что огромную роль играет время для съемки пейзажа. Можно взять один и тот же пейзаж, сделать снимок в обед, когда солнце в зените, и вечером, когда лучи заката создают красивые, глубокие тени — первый кадр, мы используем при походе к месту на вашей даче, описанному выше, не так-ли?
3. Ракурс съемки влияет на громкость “ВАУ” вздыхающего зрителя?
В чем разница между снимком автомобиля спереди или сбоку? Все просто, ракурс съемки может сделать кадр интересным или неинтересным. Коробка даже от шляпы это лишь плоская геометрическая фигура (квадрат или прямоугольник) при взгляде спереди. Однако стоит вам сместить камеру немного в сторону, и плоскость сразу становится объемной, превращается в предмет. Ракурс съемки имеет огромное значение.
Нравятся эксперименты? Вот еще один. Найдите вокруг себя самый посредственный, неинтересный объект. Сделайте 50 снимков, при этом у вас не должно получится двух одинаковых снимков. Я на 99% уверен, что 1 или 2 кадра будут интересны, даже в условиях слабой освещенности.
4. Насколько ваша фотоистория интересна и понятна?
Очень важно даже в одном кадре показать историю. Большинство начинающих фотографов видят что-то интересное в каждом предмете съемки: симпатичная улыбка, текстура коры дерева, волны в шторм, но это не значит, что снимки всего этого привлекут внимание зрителей. Именно на этом этапе начинает происходить чудо, развивается видение, понимание и использование эффективной композиции при съемке. Старайтесь учиться на своих снимках, изучать композицию, обращать внимание на работы профессиональных фотографов и художников, благодаря этому вы сможете донести свои мысли и идеи в снимках.
5. Три простых буквы — фон?
Выбор предмета съемки это не основная задача. Правильный выбор фона позволит подчеркнуть характер предмета, дополнить его. Обратите внимание на контраст, который создает фон по отношению к предмету, может они сливаются? Объект может выделиться или пропасть в зависимости от выбора фона. Зачастую фон увеличивает интерес к снимку и глядя на его элементы вы сделаете снимок эффектнее.
И напоследок. Если вам кажется, что снимаете неинтересные предметы, бросайте камеру и займитесь другим делом. Инстинкт фотографа-снимать только интересные предметы. Однако запомните, что вы управляете камерой и результат зависит только от вашего видения.